Общие требования к конструкции сварных соединений

Одним из наиболее важных условий сокращения удельного расхода наплавленного металла в конструкциях при выполнении конструктивных и слабонагруженных угловых швов является назначение минимальных катетов швов, размеры которых зависят от толщины свариваемых элементов, предела текучести стали, вида сварки и вида соединения.

При проектировании сварных соединений с угловыми швами необходимо учитывать, что количество наплавленного металла пропорционально квадрату катета шва. Поэтому завышение $k_{f}$ даже на 1 мм приводит к значительному перерасходу наплавленного металла. Например, увеличение массы наплавленного металла в швах $k_{f} = 10$ мм по сравнению с $k_{f} = 9$ мм составляет почти $20 {\%}$, а в швах $k_{f} = 6$ мм по сравнению с $k_{f} = 5$ мм - более $40 {\%}$.

Из двух расчетных угловых швов с одинаковым расчетным сечением экономичнее по расходу наплавленного металла тот, который имеет меньший катет {и соответственно большую длину}.

Для прикрепления ребер жесткости, диафрагм и поясов сварных двутавров допускается применять односторонние угловые швы, катеты которых $k_{f}$ следует принимать по расчету, но не менее указанных в табл. 38 главы СНиП II-23-81.

Применение односторонних угловых швов не допускается в конструкциях:

  1. группы 1;
  2. эксплуатируемых в среднеагрессивной и сильноагрессивной средах;
  3. возводимых в климатических районах $I_{1}$, $I_{2}$, $II_{2}$ и $II_{3}$.

Указанные ограничения не распространяются на односторонние угловые швы, выполненные с проваром на всю толщину прикрепляемого элемента.

Для расчетных и конструктивных угловых швов в проекте должны быть указаны вид сварки, электроды или сварочная проволока, положение шва при сварке.

Положение шва при сварке необходимо указывать для расчетных угловых швов, так как оно определяет величину коэффициентов $\beta _{f}$ и $\beta_{z}$, входящих в расчетные формулы. В случае, когда на стадии проектирования положение шва неизвестно, оно должно быть указано предположительно, а при разработке деталировочных чертежей КМД уточнено с соответствующей корректировкой величины $k_{f}$ углового шва.

При применении прерывистых швов и электрозаклепок расстояние между соседними концами участков прерывистого шва должно составлять не более $18t$ для сжатых элементов и не более $24t$ для растянутых элементов {$t$ - толщина наиболее тонкого из свариваемых элементов}.